про аутентичность исполнения
А. МАЙКАПАР.
Музыкальная интерпретация: проблемы психологии, этики и эстетики.«
Приведу лишь один пример из времен не столь отдаленных, когда проблема авторской воли уже осознавалась в полной мере.
читать дальшеРихард Штраус присутствовал на репетиции Четвертой симфонии Брамса, которую проводил Ганс фон Бюлов. Был на репетиции и сам Брамс. И вот - "в одном неточно обозначенном месте Бюлова охватило сомнение, следует ли здесь играть crescendo и accelerando или diminuendo и calando. Продирижировав эпизодом дважды - разными способами, он обратился за решением к Брамсу. Бюлов: "Ну так как же ты решаешь?" Брамс: "Да можно один раз сыграть так, а другой - по-другому". Всеобщее замешательство..."»
«
Если же говорить о "Патетической" сонате Бетховена, то для ее исполнения в барочной традиции аутентисты нашли бы еще больше оснований. Эта соната - последнее великое творение XVIII века, века барокко, читать дальшена ее титульном листе указано (не все музыканты об этом знают): "для клавесина или пианофорте". А клавесин - инструмент, предназначенный прежде всего для исполнения барочной музыки. Кроме того, вступление (Grave), музыка которого трижды повторяется по ходу первой части, - это не что иное, как "французская увертюра", ритм которой всегда записывался условно. При исполнении эта характерная патетическая фигура (собственно именно благодаря ей соната и получила свое название) должна обостряться. Именно так, обостренно, ее исполняет всякий дилетант, интуитивно чувствующий подобную необходимость; точно так же должен исполнять ее и эрудированный аутентист.»