четверг, 06 сентября 2012
Читаю "Пейзаж, нарисованный чаем" Павича уже, кажется, с мая, если не с апреля. Большинство этого времени книжка просто таскается с собой в сумке и открывается на минутку в транспорте или в очереди. Читаю мучительно и уже плохо помню, с чего, собственно, всё начиналось. Кое-что интересное и типично
павичевское (за это и люблю его книги) встречалось на сороковых и шестидесятых страницах, затем до сто девяностых опять мрак. "Пейзаж" вообще обозначен автором как роман-кроссворд, и если я его начну перечитывать по другой схеме, наверняка открою для себя много нового. Но пока предстоит каким-то образом преодолеть последние шестьдесят страниц.
Читать стоило хотя бы ради вот этого:
читать дальше«При это он думал, что живописцы не глядят на цветок, когда его рисуют, они рисуют простор, обрамляющий цветок, и грани этой пустоты воспринимают как то, что надо изобразить, но не контур цветка [...] Ибо небезразлично, после какого предмета или существа остаётся пустота. Пустота по сути своей - это форма предмета, находившегося здесь прежде, пустота беременна предметом, заполнившим её. Мир вокруг нас и в нас полон таких беременных пустот.»
и ещё:
«-- Сандал? -- спросил торговец ароматов и подсунул маленькую бутылочку из мутного стекла под другую, побольше. Стали ждать. Они ждали в полумраке, но ничего не происходило. Однако, когда покупатель уже хотел отойти, торговец сказал:
-- Нужно ждать ровно столько, сколько читается сура из Корана.
Покупатель был неграмотный и не знал, сколько времени надо для чтения суры из Корана, но в этот миг на горлышке наклоненной большой бутыли показалась сверкающая, как комета, капля, на своем хвосте она медленно опустилась вниз и исчезла в маленькой бутылочке.
-- Хочешь попробовать? -- спросил торговец; он ловко отер край горлышка пальцем и протянул палец покупателю. Тот взял немного жидкости на свой палец и хотел было отереть его о платье.
-- Не на платье! -- предостерег торговец. -- На ладонь. Прямо на ладонь.
А когда покупатель сделал так и хотел понюхать, продавец опять остановил его:
-- Не сегодня, господин, не сегодня! Через три дня! Только тогда обнаружится настоящий аромат. И сохранится он столько, сколько сохраняется запах пота. Только будет сильнее пота, потому что обладает силой слезы...
Так зодчий понял, почему его творение сопротивляется: его достоинства не могут быть оценены сразу, но только на третий день. Слишком рано поднес он руку к ноздрям. Ни одно настоящее дело не может быть завершено в любой день. Нужно дождаться настоящего дня его завершения. Настоящего дня.»Очень люблю встречать знакомые сюжеты, действия и персонажей, которые кочуют из одной книги Павича в другую. Все его книги - одни огромный гипертекст, в этом Павич такой постмодернист : ) .
@темы:
цитаты,
х\ф, телепередачи, переодика, литература,
сквозь себя через кожу,
рецензийки